«Ралли Швеции» рискует стать одним из самых захватывающих за многие годы, в том числе и для украинских болельщиков! Шутка ли, но перед последним днем гонки топ-5 пилотов находятся на расстоянии 16 секунд, а в P-WRC сразу два украинца идут вторым и третьим!!! Отчасти причиной такому повороту событий являются сложнейшие условиях единственной в календаре Чемпионата Мира зимней гонки. Если накануне это был обильно выпавший снег, то теперь проблему вызвала более привычная для ралли колейность. В первую очередь она касалась открывавших трассу пилотов WRC на втором проезде, в то время как идущим позади них вновь давала преимущество.
«Ситроеновцы» атакуют!
День состоял из двукратного прохождения по четырем «допам» протяженностью 15-18 км. Причем теперь вместе с узкими лесными дорожками в равной степени в меню были и широкие дороги, напоминавшие «Ралли Финляндии», только зимой. И тут, после провального дня накануне, вновь засиял дуэт «Ситроен»-Лоэб. Хотя правильней сказать, как признался сам руководитель спортивного отделения французов Оливье Кеснеля, они нашли «новую машину» и все пилоты «двойного шеврона» буквально полетели по трассе.
Стартовавший только 9-м Себастьян Лоэб выигрывает первый же СУ, опережая всего на 0,1 секунды Питтера Сольберга! Правда, на следующем СУ атакующий «Супер-Сэб» совершает редкую для него ошибку. И хотя весь день он заверял, что едет в размеренном темпе и, отставая более чем на 2,5 минуты от лидера, у него нет никакой мотивации, похоже, что Лоэб кривил душой. На втором «допе» машина француза встала на два колеса и боком прочесала по снежному брустверу, который и спас его. На этом СУ Лоэб показал только 6-е время, но всего в 5 секундах от выигравшего тут Питтера Сольберга. (Хеннинг перевернулся в схожем, но более скоростном происшествии, всего после двух километров первого же СУ и выбыл из борьбы – благо экипаж не пострадал).
На двух следующих СУ, где победу одерживает «Пи Джи» Андерссон и вновь Сольберг, Лоэб оба раза только 7-й причем, теряя по 12 секунд. Как выяснилось, причина была вовсе не в проколе на третьем по счету «допе», а в том, что при том инциденте снег попал в воздушный фильтр и двигатель машины Лоэба изрядно потерял в мощности!
Тем не менее, на втором круге, вновь таки идя далеко не первым, Лоэб уверенно выигрывает три СУ, а на еще одном лучшее время остается за вторым Себастьяном – Ожье, а Лоэб приходит вторым в 3 секундах от него.
Нужно сказать, что на 13-м СУ (шестой по счету) Лоэб чуть не попал в серьезнейшую аварию, причем лобовую! После вылета Патрик Санделл был вынужден ехать «против шерсти», чтобы найти место для разворота прямо навстречу Лоэбу… благо дорога в этом месте оказалась достаточно широкой!... Таким образом, начав день 9-м, со сходами соперников и благодаря своей скорости, Лоэб сократил свое отставание на минуту. Но он все равно идет только 6-м, в 1 мин 42 секундах от первого и не претендует на победу или даже подиум.
Зато на них уверенно претендует Ожье. После 5-го и пары 4-х времен, где он в среднем уступал лучшему показателю 6-7 секунд, во второй половине дня второй «Себ» ускорился: выиграл, дважды пришел вторым и один раз третьим, причем уступая «Супер-Себу» всего 2,5 и 1 секунду в конце! Ожье не сбросился до самого финиша и, также как и Лоэб отыграв минуту по отношению к первому месту за этот день, в итоге хоть и поднялся с 6-го только на 5-е место, но теперь находится всего в 16 секундах от лидера ралли и еще ближе к остальным соперникам!
При этом Питтер Сольбергу, который выиграл два СУ вначале и дважды был вторым, начало не везти. Для начала при подъезде к стартовому КВ третьего СУ (10-го) ему пришлось разгонять транспортные средства зрителей (по словам Питтера - снегоходы и «Вольво» - наверное, он намекал на шведов))). В следствии этого он опаздывает на минуту и получает штраф в 10 секунд! Он подал апелляцию, однако до вечера так и не стало ясно будет ли она удовлетворена, а ведь в итоге на финише дня, не смотря на все проблемы – Питтер идет 3-м, в 8,9 секундах от лидера ралли! Нужно также сказать, что на втором проезде Сольберг так и на смог войти в ритм, жалуясь на настройки, каждый раз проигрывая порядка 10 секунд двум заводским «Ситроенам». Хотя, на последнем СУ он потерял кое-что и намеренно….
«Фордовцы» размышляют!
В конце первого дня большинство голов в стане «Форд» думали о «большой картине». Если накануне им не было равных, когда только лишь Ожье принес единственную победу на СУ «Ситроен», теперь смогли выиграть лишь один «доп» из восьми в субботу! Первым на трассе был неожиданный лидер гонки Мэдс Остберг.
Он был готов к тому, что будет чистить утренний снег, но и его главный преследователь Микко Хирвонен, от которого его отделяли почти 15 секунд, шел вторым и не имел такого большого преимущества как идущие следом. Более того, на первом же утреннем СУ после небольшого трамплина Остберг чудом избежал вылета, когда его «Фиесту» на трассе удержал бруствер. В итоге после трех шестых и одного пятого времен, где он в среднем уступал лучшем показателю по 10-12 секунд, к середине дня Остберг все же уступил лидерство Хирвонену, но всего на 0,4 секунды! Микко шел быстрее, но не намного: два 5-х, 4-е и одно второе время.
Мэдс надеялся, что после сервиса ситуация будет не столь плачевной, но как он заблуждался! Прошедшие вслед за «каналом» WRC участники национального зачета, оставили жуткую колею, причем естественно соответствующую «баржеподобным» N-групповым машинам, но никак не новейшим «коротышам» WRC. В итоге Остбергу пришлось исправлять эту траектории и его времена, да и всех остальных «фронтраннеров» королевского класса упали! Шутка ли – даже лучшие времена Лоэба и Ожье на повторном проходе были в среднем на 5-7 секунд хуже утренних лучших времен, а ведь французы шли далеко позади Остберга!!! Вот что значит колейность!
Только за эти 4 СУ Мэдс проиграл лучшим показателям суммарно более минуты, но и у Хирвонена дела обстояли не намного лучше. Более того, его развернуло на 13-м СУ (6-м по счету) и он потерял 20 секунд. Причем, также как и Санделл и на том же самом СУ, Микко был вынужден немного проехать против движения! После этого разрыв между ним и Остбергом вновь сократился до призрачных 0,6 секунды! За 14-й СУ он вновь вырос до почти 7 секун, но впереди был 15-й СУ и последний дня. А именно он, не венчавшая день параллелька, определял итоговый порядок стартовых позиций на воскресенье и именно этот момент стал ключевым.
Хирвонен к этому моменту опережал грамотно ведущего и перестраховывающегося Остберга на 6 секунд. При этом Яри-Матти Латвалла, не смотря на удар о бруствер на первом СУ и как он сказал – самый быстрый в его жизни разворот» на 12-м СУ, прошел день с невероятной стабильностью – шесть третьих времен и одно второе! Даже при этих двух инцидентах он уступал с каждого СУ лучшему времени Лоэба всего 2 и 3 секунды соответственно. (Быть может, все же «Супер-Сэба» был не столь быстр, как он и говорил?....) Таким образом, к последнему СУ Латвалла опередил Питтера Сольберга и вышел на третье место, находясь всего в 8 секундах от лидирующего Хирвонена и в паре секунд от Остберга.
И вот тут «фордовцы» начали усиленно думать. Все бы ничего, но Питтер Сольберг на «Ситроене» находился на 4-м месте всего в 15 секундах, а Ожье на 5-м в 28. В итоге было принято настоящее «Соломоново решение». Хирвонен атакует до конца, а Латвалла, пройдя этот сложный «доп» (уже на фарах) тормозит в последнем повороте! С этим маневром Яри-Матти, бивший от злости руль на финише и откровенно сказавший «… я подчиняясь приказам команды», стал 7-м, в почти 19 секундах от Лоэба и вновь 4-м в общем зачете. Как выяснилось, Сольберг тоже приподнял ногу в последнем повороте… После этого Питтер показал лучшее время на «параллельке» и теперь, идя третьим почти в 9 секундах от Хирвонена, он опережает всего на две секунды Латваллу. Сам Микко сказал просто – у меня нет шансов, пусть национальные классы и закончили гонку сегодня. Ему не позавидуешь, так как позади него идут четыре очень «голодных» пилот: Остберг, Сольберг, Латвалла и Ожье!
В зачете P-WRC уже суббота выдалась богатой на сюрпризы. Вернее они начались еще вечером в пятницу, когда технические делегаты ФИА заметили на машине идущего вторым Патрика Флодина (всего в 22 секундах от лидирующего Андерса Грондаля) запрещенные колесные диски! Первая информация гласила о запрещенном сплаве (возможно магнезиевом, запрещенном). Но по последней – вопрос в их слишком большой недопустимой легкости!... (Вопрос в том, как можно снаружи определить вес колесного диска…) Команда Сергея Успенского признала ошибку и извинилась, однако за это совсем небольшое нарушение швед был исключен из гонки!
Боле того, оказавшийся вторым в классе Дмитрий Тагиров вылетает на первом же СУ и теряет около 9 минут. Россиянин вернулся в гонку, но после сервиса окончательно выбывает из борьбы.
Оставшись с огромным преимуществом в несколько минут над ближайшими, тем не менее Грондаль атакует. Он выигрывает четыре подряд СУ в классе, показывая 12-15-е времена в абсолюте, и к середине дня выходит на 10-е место в общем зачете в 7 минутах от лидера WRC! Но мотор его «Субару» «умирает» на переезде после сервиса отдав первое место в классе Мартину Семераду.
Все эти сходы дали возможность поднятья на призовые места двум украинским пилотам – Юрию Протасову и Валерию Горбаню.
Юрий начал день с 3-го и 2-го места в классе в 39 и 17 секундах от Грондаля (19-е и 17-е в абсолюте), после чего последовали 6-е и 4-е времена в 51 и 24 секундах (23-е и 18-е в абсолюте). Но уже на втором проезде он значительно ускоряется, идя в среднем на 10 секунд быстрее, чем утром. После сервиса сначала он 4-й в классе в 19 секунда от неожиданно победившего Чемпиона из Перу Николаса Фукса, после чего пришла очередь Протасова возглавить зачет P-WRC! Причем Юрий был быстрейшим среди всей N-групповой техники в пелетоне, показав 15-е время в абсолюте в 46 секундах от Лоэба. На двух последних СУ он 3-й и 4-й в зачете P-WRC, где вновь побеждает Фукс и Семерад, уступая им 17 и 12 секунд. Но главное, что Протасов заканчивает день на втором месте в классе (и 19-м в абсолюте), правда, уступая Семераду 4,5 минуты.
Не намного хуже прошел день и для Валерия Горбаня, который начинал его впереди Протасова. На двух первых СУ Валерий был немного медленнее Юрия, показав 6-е и 7-е времена в P-WRC, уступая по 45 секунд Грондалю. На следующем СУ он уступил Андерсу столько же, но это время соответствовало 4-му результату. Однако после небольшой ошибки на последнем перед сервисом «допе» с очередным экскурсом в снежные брустверы, Валерий теряет почти 3 минуты и пропускает на третье место в классе Протасова, которое вскоре со сходом Грондаля превращается во второе.
После обеда Валерий также ускорился. На открывающем второй круг СУ Валерий показал 3-е время в P-WRC всего в 10 секундах от лучшего, а на всех оставшихся он уступал первому чуть более 20 секунд, показав два 5-х и одно 4-е время в зачете. Таким образом, перед параллелькой его смог опередить серьезно ускорившийся и дважды показавший лучшее время в P-WRC Фукс. Но это опережение составляло всего 0,4 секунды. Однако Валерий не сдался. Он показывает лучшее время в «продакшене» на параллельке (15-е в абсолюте в 8 секундах от Сольберга, опередив всего на 0,1 секунды Протасова) и опережает соперника на 2 секунды. Тем самым перед последним днем Валерий Горбань вернул себе третье место в P-WRC!
К сожалению двух напарников Горбаня - Александра Салюка и Алексея Кикирешко по-прежнему преследуют неудачи. Как выяснилось, все же перед гонкой на машине Александра был заменен двигатель, причем на практически стандартный! Естественно это не могло не сказаться на результатах, но Салюк также продолжает допускать ошибки. Дважды за день ему пришлось откапываться из снега, когда в первый раз он теряет 14 минут, а на последнем «допе» дня около 12 минут! На других СУ Александр показал по паре 4-х и 3-х, одно 5-е и одно 2-е времена в классе. Причем если утром он проигрывал Грондалю 41 и два раза по 22 секунды, то после обеда и Александр ускорился, уступив лучшим показателям 19, 5 и всего 0,8 секунды (также пропорционально его времена улучшились и в абсолюте). Однако после двух ужасных дней Салюк числится только 33-м в абсолюте в 52 минутах от первого и 15-м в «продакшене». Правда, в P-WRC он идет в очках – на 8-м месте, пусть и в 36 минутах от Семерада.
Примечательно, что и вернувшийся по системе супер-ралли Кикирешко по сообщениям команды в тот день не вылетал, хотя он-лайн показывает потерю 21 минуты на 12-м СУ - скорее всего это «глюк» системы, так как и Валерий Горбань пол дня числился победителем 10-го СУ в абсолюте гонки! Нужно сказать, что для Алексея, далеко не являющегося профессиональным гонщиком, он провел очень ровный день. Пусть его времена оказались одними из последних, как в абсолюте, так и в P-WRC, они были стабильными. В среднем он проигрывал лидеру абсолюта 2 мин - 2 мин 20 с, один раз уступив всего 1,5 минуты. В классе же сначала он уступал Грондалю 1 мин-1,5 мин, после чего, показав трижды подряд 6-е время, в P-WRC проиграл быстрейшему тут 45, 49 с и 1 мин 09 с. Тем не менее, с учетом всего гандикапа за день накануне, даже если отнять оспариваемые 21 минуту от суммарного времени Кикирешко, он все равно будет позади Салюка - в классе он уступает лидеру почти 53 минуты.
Но опять же, Алексей изначально ехал на этап Чемпионата Мира только для получения опыта, что он и делает, в то время как два других украинских пилота, преследуя аналогичные цели, благодаря своему постоянству с минимумом ошибок и неудачам соперников перед заключительным днем занимают два места на подиуме! Болеем за наших!
WRC. Ралли Швеции. 11 февраля. Итоги первого дня.
1.Мадс Остберг (Stobart Ford) — 1:17:21.2
2.Микко Хирвонен (Ford Abu Dhabi) — 1:17:36.0
3.Петтер Сольберг (Petter Solberg) — 1:18:18.6
4.Яри-Матти Латвала (Ford Abu Dhabi) — 1:18:31.2
5.Хеннинг Сольберг (Stobart Ford) — 1:18:41.5
6.Себастьян Ожье (Citroen) — 1:18:42.8
7.Патрик Санделл (Patrik Sandell) — 1:19:56.3
8.Эйвинд Бринильдсен (Eyvind Brynildsen) — 1:20:04.7
9.Себастьян Лёб (Citroen) — 1:20:09.6
10.Халид Аль-Кассими (Ford Abu Dhabi) — 1:21:33.6